Политика всегда была неразрывна связана с логистикой. Сегодня военные конфликты вспыхивают в разных частях мира, поэтому цепочки поставок прежде всего подвержены всевозможным рискам: от задержек, до повышения стоимости из-за изменения маршрутов следования.
Специальная военная операция стала одним из катализаторов проблем. Санкции, закрытие границ и ужесточение ограничений в отношении России особенно сильно повлияли на отечественную логистику: длинное море стало невыгодным для нас, поскольку российские суда не могли зайти в порты перевалки, а многие международные игроки просто ушли с рынка РФ. Все это привело к существенному росту стоимости перевозки. Однако, со временем бизнес адаптировался, и у нас появилась возможность вывозить потоки груза через Китай и другие дружественные страны, считает Ковганко.
По его мнению, в скором времени мировая логистика столкнется с двумя политическими кризисами: противостояние Китая и Тайваня, а также с конфликтом в Красном море вокруг Суэцкого канала. Эти события окажут значительное влияние на мировую торговлю и экономику в целом.
Почему возник конфликт между Китаем и Западным миром из-за Тайваня? Основной повод – Тайваньский пролив, который является главным маршрутом для судов, следующих из Китая, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Европы и США. Порядка половины мирового флота контейнеровозов и большинство крупнейших морских судов проходят через участок моря. Поэтому контроль над ним дает возможность оказывать значительное влияние на международную торговлю в Тихоокеанском регионе. В январе в Тайване состоялись президентские выборы. Победил кандидат от Демократической правящей партии Лай Циндэ, который обещал укрепить связи с США, а это может еще больше обострить отношения между Тайванем и Пекином.
В Южной части Красного моря назревает новый сценарий военного конфликта. Несколько нападений хуситов, повстанцев из Йемена, на торговые суда, связанные с Израилем, обострили риски для морской торговли на важных маршрутах. Конечно, атаки были направлены только на отдельные израильские суда, но создали угрозу для безопасности судоходства в этом регионе в целом, что может негативно отразиться на морских перевозках через Суэцкий канал. Он является ключевым для рынка, поскольку через него проходит около 12% мировой торговли и 30% контейнерного трафика. В результате захвата судна Galaxy Leader, связанного с Израилем, некоторые контейнеровозы и автомобилевозы были вынуждены изменить свой привычный маршрут. Угроза в Южной части Красного моря затрагивает не только израильские суда, но и корабли, принадлежащие Японии и Великобритании. При этом противостоять хуситам представляется сложной задачей, особенно в условиях поддержки со стороны Ирана.
Получается, что вся мировая логистика увязла в этих двух конфликтах. И если кризис на Тайване – это вопрос времени, то вооруженный конфликт Йемена и Запада разворачивается здесь и сейчас. Например, сегодня многие мировые компании вынуждены огибать Африку и выстраивать свои маршруты через мыс Доброй Надежды. Это увеличивает не только стоимость перевозки, но и риски, так как мыс славится сложными погодными условия.
Кроме того, многие бизнесы, особенно базирующиеся в Тихоокеанском регионе, зависят от стоимости логистики. Все мы знаем, что Китай – это фабрика мира, где производятся практически все товары, а в процессе участвуют глобальные игроки. Поэтому увеличение стоимости и новые маршруты неизбежно приведут к трансформации мирового рынка.
В сложившейся ситуации Россия имеет преимущество – возможность использования Северного морского пути. Однако, и здесь есть нерешенные вопросы. Сезонность использования Северного моря, отсутствие необходимого количества судов ледового класса, портов прикрытия и многие другие. Сергей Ковганко считает, что вопреки этому в ближайшее время мы увидим значительное увеличение потока грузов по Северному морскому пути.
Автор: Иван Потапов
Автор: Иван Потапов
Читать источник